Ваш малыш уже подрос и совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Это волнительный момент не только для ребенка, но скорее для его родителей. Вы волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы пытаетесь представить себе с какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким? Надеемся, эта статья поможет вам!
Первый день в детском саду – семейный праздник или нервный срыв?
Дебютный поход малыша в дошкольное учреждение – событие крайне ответственное. Для ребёнка, который впервые с рождения на долгое время окажется вне знакомых стен дома и без присмотра любимых мамы, папы – это колоссальный стресс. Хорошо, если ваше чадо легко вступает в контакт со взрослыми и с детьми. Но многие младшие дошкольники коммуникабельностью не отличаются, поэтому для того, чтобы в первый день детского сада родители не стали свидетелями слёз и не услышали от своего чада «Я туда больше никогда не пойду!», необходимо найти ответы на многие вопросы.
Когда отдавать ребёнка в детский сад?
Это решение зависит не только от индивидуальных особенностей малыша, но и от семейных обстоятельств. Большинство специалистов сходятся во мнении, что лучший период для адаптации ребёнка к дошкольному учреждению 3,5- 4 года.Вэтом возрасте у дошкольника сформированы навыки самообслуживания,а нервная система и психика малыша легко приспосабливается к значительным изменениям. Но многие мамы не могут позволить себе сидеть дома с ребёнком так долго. Поэтому, как правило, детишки отправляются в детский сад уже в 2-2,5 года. В этом случае не желательно оставлять малыша сразу же на 10 часов в саду. Первые дни маме вообще лучше побыть в группе с ребёнком. Затем можно отлучаться на 2-3 часа, постепенно увеличивая время самостоятельного пребывания малыша в детском саду. Кстати, во многих дошкольных учреждениях предусмотрены группы кратковременного пребывания. Поинтересуйтесь, есть ли такой способ работы с дошкольниками в том саду, куда вы хотите отдать своего малыша.
Стоит ли приучать ребёнка к распорядку дня дошкольного учреждения?
Если малыш не подготовлен к детскому саду, новый режим жизни станет для него одним из главных помех для общей адаптации к изменившимся условиям. Лучше заранее поинтересоваться, по какому расписанию живут детишки в выбранном саду, и за несколько месяцев до первого похода начать готовить дошкольника к этому режиму. Стоит отметить, что день в большинстве садов проходит в очень интенсивном режиме – завтрак, занятия, прогулка, обед, дневной сон, занятия, свободные игры, вечерняя прогулка. Этот распорядокнужно изо дня в день пытаться повторять дома. Так вы физиологически подготовите дошкольника к детскому саду. Особенно важно не нарушать намеченный график, иначе вся работа по подготовке малыша к детскому саду пойдёт насмарку.
Как психологически подготовить дошкольника к грядущим переменам?
Самый распространённый детский страх в период адаптации к саду – «мама за мной никогда больше не придёт». Природа этой фобии чаще всего кроется в недоверии ребёнка к родителям. Даже самые маленькие дети на интуитивном уровне способны распознавать ложь, к которой родители порой прибегают во время общения с малышом. «Кормить» ребёнка пустыми обещаниями недопустимо в принципе, но в период подготовки дошкольника к детскому саду использование таких методов воспитания – грубейшая ошибка. Не стоит ребёнку рассказывать о том, чего в детском саду он точно не увидит (обещать ему дворцы, сказочных персонажей, фантастических животных и т.д.). В то же время, ни в коем случае нельзя «отмахиваться» от вопросов дошкольника – «А что там, в этом саду» ответами «сам увидишь». Это посеет в ребёнке страх неизвестности. Рассказывая малышу о дошкольном учреждении, лучше всего сыграть на его желании поскорее вырасти. «В детский сад ты будешь ходить, как на работу, как все взрослые», - представив новое место ребёнку в таком виде, вы вызовите интерес у младшего дошкольника к новому месту, и он будет с нетерпением ждать, когда же ему откроется этот таинственный мир. Ещё один залог успешной адаптации дошкольника к саду – чувство защищённости в новом месте. Здесь ребёнку помогут любимые игрушки, взятые из дома. Пусть малыш обязательно берёт их с собой в сад. Первое время их количество вообще можно не ограничивать.
Как сделать так, чтобы ребёнок не боялся сверстников и воспитателей в детском саду?
Большинство дошкольников младшего возраста практически не имеют опыта общения с ровесниками, поэтому попадая в детский сад, малыши не понимают, что оказались в месте, где вся жизнь подчинена не только их личным интересам, но и интересам коллектива. Для того, чтобы подготовить ребёнка к общению с другими детьми следует перед детским садом, дать шанс пообщаться со сверстниками. Во время прогулок, походов в поликлинику или на какие-нибудь мероприятия, знакомьте своего малыша с другими детьми. Идеально, если у вас есть соседи или друзья, у которых тоже малыши. В этом случае можно договориться с ними о визитах друг к другу в гости. Оставив на недолгое время чадо с другой мамой поиграть с ровесниками, вы сможете воссоздать для своего ребёнка атмосферумини-детского сада, и дальнейшие разлуки с родителями станут ему уже не страшны.